Проблемы:
- Неготовность инфекционной службы к эпидемии: с 1990 по 2019 г. обеспеченность инфекционными койками сократилась в 2,6 раза, туберкулезными койками – в 1,7 раза, и это на фоне роста смертности от инфекционных болезней в 2 раза. В 18 регионах нет инфекционных больниц. К началу эпидемии отсутствовал резерв инфекционных коек;
- В РФ с 1990 по 2019 г. обеспеченность врачами-фтизиатрами сократилась в 1,7 раза, а врачами-инфекционистами (с 2010 г.) – почти на 20%. При этом в РФ сроки подготовки врачей-инфекционистов в ординатуре в 2-4 раза короче, чем в развитых странах, на педиатрических факультетах нет кафедр инфекционных болезней;
- Cлабая, несистемная и непоследовательная информационная работа с населением и СМИ по вакцинации;
- Отсутствие централизации управления борьбы с эпидемией во главе с Минздравом и децентрализация принятых мер в регионах РФ.
Положительный опыт Москвы и регионов во время эпидемии COVID-19:
- Активное взаимодействие всех участников процесса: органов власти и управления, медицинских организаций, немедицинских учреждений и населения;
- Введение системы полного лекарственного обеспечения заболевшего населения;
- Стандартизация процессов во всех медицинских организациях, например, использование медицинского кислорода;
- Развитие системы информирования и вовлечения населения;
- Организация клинических комитетов в регионах и взаимодействие клиницистов в Москве и регионах;
- Широкое применение IT-технологий: создание телемедицинских центров, сбор информации через ЕМИАС в г. Москве, внедрение поддержки клинических решений по интерпретации КТ-исследований;
- Организация всеобщего дополнительного профессионального образования в дистанционной и очной форме.
Предложения:
- Увеличение финансирования инфекционной службы: ликвидация дефицита и повышение оплаты труда врачей-инфекционистов, оснащение новых лабораторий, увеличение мест в ординатуре по подготовке врачей-инфекционистов;
- Увеличение числа специалистов санитарно-эпидемиологической службы («public health»);
- Увеличение объемов помощи и тарифов по инфекционным заболеваниям в 2-3 раза, в том числе по программам лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях;
- Предлагаются обсудить две стратегии развития инфекционной службы, первая: инфекционные отделения, как подразделения многопрофильных стационаров. Вторая: инфекционные больницы – отдельные медицинские организации;
- Увеличение финансирования НИР, связанных с борьбой с инфекционными заболеваниями;
- Создание рабочих групп в регионах «наука-клиника-производство-организация здравоохранения»;
- Увеличение объемов бесплатного тестирования населения;
- Продолжение и интенсификация работы с населением, в том числе недопущение инфодемии и дальнейшего развития антипрививочного движения;
- Создание в Минздраве штаба по борьбе с будущими эпидемиями;
- Создание системы готовности к чрезвычайным ситуациям, в том числе: создание резервов коечных мощностей и медицинских кадров; запасов СИЗ и других расходных материалов; разработка инструкций и протоколов действия медицинских работников в чрезвычайных ситуациях, обучение населения оказанию первой помощи.