СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
Общий объем рынка частных медицинских организаций в 2019 г. составил около 450 млрд. руб. От государства они получили 83 млрд. руб., и по платным медицинским услугам (ПМУ), включая ДМС, – 370 млрд. руб. При этом с 2012 по 2018 гг. объем оказанных частными МО медицинских услуг в системе ОМС в текущих ценах вырос в 7 раз, а по ПМУ – в 2,2 раза. Однако ниша частных медицинских организаций на рынке медицинских услуг невелика. В «первичном звене» доля частных АПУ составляет 25% от их общего числа, а по мощности - 9%. Доля частных больничных организаций – 5% от их общего числа, а по числу коек – 1,5%. Вдобавок частный сектор закрывает только отдельные ниши, как правило, это услуги по высокомаржинальным видам медицинской помощи – диагностика, оказание амбулаторной помощи специалистами, стоматология, дерматология, эстетическая медицина, урология, акушерство-гинекология, онкология. Участие частных медицинских организаций в расширении доступности медицинской помощи для населения могло бы быть значительно большим, однако оно упирается в недостаточное государственное финансирование здравоохранения. Это, в свою очередь, приводит к низким тарифам, которые не покрывают расходов на оказание медицинской помощи ни в государственных, ни в частных медицинских организациях, а также к дефициту объемов помощи, которых не хватает даже для государственного сектора. Вдобавок, взаимодействие государственного и частного сектора должно быть долгосрочным, чтобы не возникало проблем с доступностью медицинской помощи для пациентов по программе государственных гарантий с одной стороны, с другой – постоянные условия взаимодействия с государством (объемы помощи, тарифы и др.).
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Разработать федеральную Программу развития ГЧП в здравоохранении РФ, определив целевые сегменты, условия сотрудничества, ключевые показатели эффективности проектов ГЧП и взаимные гарантии участников. Организовать рабочую группу по разработке такой Программы в Государственной Думе РФ.
- Увеличить объемы государственного финансирования здравоохранения РФ до 5% ВВП к 2024 г. Это позволит повысить долю участия частных медицинских организаций в исполнении программы государственных гарантий и тарифы на оказание бесплатной медицинской помощи. В свою очередь, это приведет к увеличению объемов бесплатной помощи российским гражданам, что особенно важно на фоне роста потока пациентов и падения реальных доходов населения.
- Сформировать долгосрочные потребности населения в объемах медицинской помощи с учетом планируемых технологий ее оказания и обоснованием необходимых финансовых ресурсов. На основании этих расчетов определить роль и место частного бизнеса в оказании медицинских услуг по программе государственных гарантий и в строительстве частной инфраструктуры.
- Выработать на федеральном уровне единые принципы привлечения и использования мощностей негосударственной медицинской сети. В том числе разработать такие модели взаимодействия, чтобы частные медицинские организации несли ответственность за здоровье прикреплённого населения и оказывали медицинскую помощь «по полному циклу», то есть все профили по соответствующему виду. Особенно это касается оказания первичной медико-санитарной помощи и привлечение инвестиций в его развитие.
- Условиями привлечения частного бизнеса в решение проблем государственного здравоохранения могут стать: 1) оказание помощи по тем ее видам и профилям, которые не оказываются в государственном секторе или они оказываются дешевле при сопоставимом уровне качества с государственными медицинскими организациями, 2) оказание помощи «по полному циклу», 3) работа в отдаленных территориях и получение дополнительных преференций от государства в городских условиях, 4) подписание правил взаимодействия государства и частного бизнеса в условиях чрезвычайных ситуаций в здравоохранении.
- Внести в соответствующее законодательство поправки, позволяющие частным медицинским организациям расходовать полученные средства в рамках ГЧП взаимодействия и партнерства для возмещения капитальных затрат концессионера или частного партнера из средств ОМС, если такие расходы были предусмотрены в рамках соглашений о ГЧП или концессионных соглашений; а также предусмотреть в структуре тарифа нормированный размер прибыли для частных партнеров.
- При рассмотрении вопросов о любом дополнительном расширении мощностей сети медицинских организаций (модернизация, строительство новых объектов и оснащение их оборудованием) рассматривать их в рамках ГЧП. При этом сопровождать это обязательными расчетами долгосрочной потребности в объемах соответствующих видов медицинской помощи и требуемых расходов, сбалансированных с общим объемом стоимости территориальной программы государственных гарантий на этот период.
- Уровнять в правах в части социальных гарантий сотрудников государственных и частных медицинских организаций, являющихся концессионерами или частными партнерами.
- Разработать перечень критериев, оценивающих качество и безопасность медицинской деятельности, при включении региональными органами управления здравоохранения медицинских организаций всех форм собственности в перечень организаций для оказания медицинской помощи по программе государственных гарантий.
- Предусмотреть квоты на участие малого и среднего бизнеса при реализации проектов ГЧП; внести уточнения по определению терминов государственно-частное «взаимодействие» и государственно-частное «партнерство».
- Рекомендовать государственным и частным медицинским организациям привлекать институт независимых директоров для повышения эффективности деятельности.
- Обеспечить анализ, внедрение и тиражирование лучших практик применения механизмов ГЧП в сфере здравоохранения, в том числе с участием Агентства стратегических инициатив.