Оперативные проблемы:
- Усложнение логистики, как следствие, удлинение сроков поставки и стоимости МИ и комплектующих;
- Медленная и сложная процедура регистрации МИ и продления регистрационных удостоверений, необходимость единых подходов к регистрации и продления удостоверений для всех компаний, производящих медицинские изделия.
- Риск нехватки комплектующих для сервисного обслуживания и эксплуатации оборудования.
- Риск не поставки высокотехнологичных комплектующих («узлов») от зарубежных производителей для создания (сборки) отечественных МИ.
Предложения по решению оперативных проблем:
- Снижение ставки НДС до «0» на комплектующие («узлов») для сборки МИ;
- Ускорение процедур регистрации, принятие соответствующих Постановлений Правительства и подзаконных актов как в рамках национальной регистрации, так и рынка ЕАЭС.
- Формирование перечня критически необходимых деталей (комплектующих) для эксплуатации оборудования.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
Проблемы в части импортозамещения:
- Низкая доля отечественных производителей МИ – 26%; высокая доля импортных комплектующих при производстве отечественных МИ – 40% (в денежном выражении); в сегменте лабораторной диагностики доля МИ отечественного производства составляет только 15%.
- Недостаточные расходы государства на закупку МИ.
- Нехватка квалифицированных инженерных кадров для разработки МИ и их сервисного обслуживания, разработки реагентов и расходных материалов.
- Недостаточно отечественных производителей программных продуктов для МИ.
Перспективы и предложения по развитию отечественного производства МИ:
- Управление импортозамещением:
- создан и расширяются функции концерна «Медицинская техника», который объединяет ассоциации крупных производителей МИ в РФ и иностранных производителей, которые планируют углубленную локализацию. В задачи концерна входит систематизация информации о МИ в РФ, объединение усилий различных участников для их производства, включая электрокомпонентную и ИТ базу; участие в формировании планового консолидированного Госзаказа. Концерн планирует организацию центра компетенций, в том числе для определения совместно с главными внештатными специалистами долгосрочных потребностей здравоохранения в МИ;
- необходимо разработать ФЗ закон «Об обращении медицинских изделий» и среднесрочную Стратегию оснащения МИ системы здравоохранения в разрезе регионов (Минздрав совместно с Минпромторгом и РАН);
- необходим координирующий центр для обсуждения оперативных проблем и стратегических вопросов;
- необходимо в интересах всех российских производителей МИ организовать их взаимодействие с теми российскими компаниями, которые имеют компетенции по созданию унифицированных высокотехнологичных «узлов». Это предлагается осуществить путем создания «Инжиниринговых центров» на базе таких предприятий;
- осуществлять поиск и привлечение зарубежных компаний, готовых к углубленной локализации.
- Ускорение регистрации и вывода МИ на рынок:
- на базе ФГБУ «Всероссийский Научно-Исследовательский Испытательный Институт Медицинской Техники» созданы и будут наращивать мощности три центра: Испытаний (для ускорения проведения испытаний МИ); Экспертизы (для консультирования заявителей) и Инновационных разработок (для связи производителей и клинических центров).
- Формирование Государственных закупок:
- создать Маркетплейс, где через открытую оферту (предложение) были бы доступны вне действующих процедур закупок отечественные МИ определенной номенклатуры;
- шире использовать процедуры лизинга при приобретении МИ медицинскими организациями;
- предусмотреть в законодательстве включение сервисных услуг при закупке МИ;
- консолидировать закупки на уровне нескольких субъектов РФ.
- Использование МИ:
- получать регулярную обратную связь от практикующих специалистов по требованиям к оборудованию;
- рассмотреть возможность создания российского оборудования, которое было бы аналогичным по значимости импортным образцам (но не обязательно таким же, как поставляемое сегодня зарубежными компаниями).
- Подготовка инженерных кадров – увеличение оплаты труда профессорско-преподавательского состава инженерных вузов, популяризация инженерных и технических профессий. Разработать специальную магистерскую программу для подготовки инженерных кадров для производителей МИ (на базе МВТУ им. Н.Э. Баумана).